Его постройки буквально «наводняют» центральную часть города. В массе этих зданий растворяются работы других мастеров. И даже произведения великих зодчих — А. О. Бернардацци, Ю. М.Дмитренко, Л. Л.Влодека, Н. К.Толвинского, работавших в это же время и чуть позже, видятся яркими вкраплениями в полных очаровательного своеобразия творениях Гонсиоровского.
Вместо шаблонных форм «классицизма» архитекторы предлагают утонченную, великолепно проработанную пластику «ложной готики».
Это стилистическое направление проникло в Россию и закрепилось в столице еще в 1830-е годы. Тогда умами поколения завладели рыцарские романы Вальтера Скотта. «Готика» внедрилась практически во все области искусства и, прежде всего, в архитектуру и прикладные ремесла (мебель, посуда и т. д.).
Правда, первые попытки внедрить новую стилистику в Одессе делались еще в 1832 г. — тогда архитектор Ф. К. Боффо запроектировал в формах «готики» один из вариантов постройки церкви на площади Нового Рынка.
Однако новшество распространения не получило, да и формы все еще тяготели к архитектуре стиля «ампир».
Лишь стараниями Ф. В. Гонсиоровского «готика» обрела права гражданства на одесской земле: «Шахский дворец» по ул. Гоголя, 2 (1852), римско-католический собор по ул. Екатерининской, 33 (1853).
Исключительное значение для обогащения опыта зодчего сыграло строительство под его руководством виадука через Карантинную балку по нынешней ул. Греческой.
Перебросить подобный мост — самый протяженный в городе — через спуски Польский и Деволановский было задумано еще в 1840-е гг.
Над проектом трудились опытные архитекторы; И. О. Даллаква, Д. Б. Скудиери.
Только в 1862-1863 гг. (всего за год) Ф. В. Гонсиоровский решил эту сложнейшую задачу.
Общим мощным пролетным строением длиной 120 м были соединена два моста.
В целях экономии высокопрочных строительных материалов пространство между «ракушняковой опалубкой» сводов было заполнено утрамбованным строительным мусором.
Ему принадлежит проект здания коммерческого училища по ул. Преображенской, 6 и Музея археологии на Думской пл. (1883).
Участвовал зодчий и в строительстве здания оперного театра (проект арх. Ф. Фельнера и Г. Гельмера (1884-1887).
Но лучше всего удавались ему жилые здания. Особняк Анатра по ул. Еврейской, 16 (1884), двухэтажный флигель дома по ул. Ришельевской, 12 (1887); дома по ул. Пушкинской, 3 и по Приморскому бульвару, 4 (1880-е).
Хорошими пропорциями, соразмерностью отличаются доходные дома по Приморскому бульвару, 1 (1874); по ул. Гоголя, 6 (1878); по ул. Ришельевской,11; гостиница «Спартак» по ул. Дерибасовской, 25 и целый ряд других.