Местность, где сейчас расположена Одесса, была заселена ещё в глубокой древности. Широко известны колонии древних греков по всему черноморскому побережью, и будущая Одесса не стала исключением. Собственно говоря, по наиболее вероятной версии, само название Одессы произошло от названия древнегреческого поселения Одессос (которое предположительно находилось в другом месте, в 45 км от Одессы, на Тилигульском лимане — позднее его нашли в Варне). Аналогичным образом город Херсон был назван в честь знаменитого Херсонеса, развалины которого находятся в Крыму, в Севастополе.
При строительстве Одессы, в частности, на месте гостиницы «Лондонская», было обнаружено немало амфор и прочей утвари, характерной для древних греков. Даже в наше время есть подобные случаи: так, при реконструкции Приморского бульвара был обнаружен целый фундамент здания. Его превратили в мини-музей под открытым небом, накрыв стеклянной крышей. Причём во время этих раскопок было обнаружено даже два временных слоя.
По всей видимости, на территории Одессы существовало в разные периоды и в разных местах как минимум два греческих поселения. Одно — на современном Приморском бульваре, другое — на Жеваховой горе через залив. Во втором веке н. э. Арриан, каппадокийский правитель, по велению римского императора Адриана осматривавший берега Чёрного моря, нашёл тут поселение и корабельное пристанище истрийских мореплавателей — гавань Истриан. Эта колония существовала здесь за 6 веков до н.э. Также известна под названиями Исиакон и Скопели.
Уровень воды в те времена был более низким, и береговая линия проходила намного дальше, чем сейчас находится Одесский маяк. Именно недалеко от маяка и за ним до сих пор иногда находят древнегреческие артефакты. Из-за более низкого уровня воды Тендровская коса продолжалась значительно дальше, чем сейчас, и поселение в районе маяка фактически контролировало выход из устья Буга и Днепра в Чёрное море, и таким образом, имело крайне удобное геополитическое расположение.
Однако ближе к середине первого тысячелетия большинство черноморских колоний (кроме, в частности, Херсонеса, который умудрился просуществовать ещё доброе тысячелетие) пришли в запустение. По-видимому, сыграли роль те же события, которые привели к развалу Римской империи. В тот период происходило «великое переселение народов» с сопутствующими социальными потрясениями и переменами.
Свято место пусто не бывает, и северное Причерноморье заселили древние славяне. Однако городов на побережье они не основали. Вернее, их не удалось отыскать. Наверняка были какие-то поселения… В «Повести временных лет» говорится: «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…». Т.е. в XII веке, на момент написания повести данные поселения ещё существовали. Но где? Не исключено, что на территории Одессы. Место ведь очень удобное: залив, естественная гавань, высокое место, видно далеко, удобно обороняться…
В XIV веке большая часть современной Украины, включая современную одесскую область, оказалась в составе Великого княжества Литовского. Тут уже интереснее: на месте Одессы возник порт и городок под названием Качибей — или Кочубей, Коцюбей, Коцюбеев, Куджабей, Гаджибей, Хаджибей, Ходжабай, Аджибей, Качукленов… Впервые он упоминается в 1415 г. Происхождение названия неоднозначное: по одной версии, от имени литовского магната Коцюбы-Якушинского, который после присоединения этих земель к Великому Княжеству Литовскому переселил сюда своих крестьян, по другой от села на Подолье села Kaczebijow, которое принадлежало шляхетскому роду Язловецких. Можно предположить, что подольские селяне были переселены в новый город, который они назвали в честь родного села. Впрочем, это всё не более чем предположения, не имеющие никаких документальных подтверждений. Известен лишь Борис Коцюба, а версия основывается на его вероятных предках.
По второй версии, её основали татары. В пользу этой гипотезы говорит то, что степи северного Причерноморья были в XIV веке пристанищем разных кочевых орд. Во второй половине XIV века Золотая Орда развалилась. На территории побережья Одесского залива расположилась Перекопская орда во главе с беком Хаджи. «Повесть о Подолье» называет Хаджи-бея в числе «отчичей» и «дедичей», то есть наследственных владетелей этих земель. Права потомков Хаджи-бея на эти земли подтверждаются ярлыками крымских ханов до середины XV века. В наше время Хаджибей — название лимана рядом с Одессой. (Даже после основания Одессы её долгое время называли Хаджибеем, и только телесные наказания за употребление старого названия помогли утвердить новое). Впрочем, кроме созвучия имени бека с названием Хаджибей, убедительных доказательств этой версии нет.
Есть и турецкая версия основания поселения, предложенная в 1656 г. турецким путешественником Эвлия Челеби: «Когда султан Баязид завоевал Аккерман (1484), один богатый человек по имени Ходжа, прозванный Бай (богатый), получив разрешение султана, построил на этом месте, на скале прочное укрепление и разместил в нём отряд воинов. Он сделался обладателем пяти стад по 1500 овец, и после долгой и счастливой жизни его стали звать Ходжабай. До сих пор постройки этого укрепления сохранились и хорошо видны на берегу Черного моря, на крутой скале.»
А на итальянских морских картах, изданных в те времена, а именно в 1297 г., побережье в районе нынешней Одессы обозначалось словом «Джинестра». Название чего это было — места якорной стоянки, удобной гавани или торговой колонии — точно не известно. Кстати, в Италии есть городок под таким названием и в наше время. Таким образом, до-Одессу основали итальянцы? Это вполне вероятно, так как в XIII веке купцы из процветающих итальянских портов прочно обосновались на северных берегах Чёрного моря (города-колонии Тана, Кафа, Вичина, Ликостомо, Монкастро и др.), чему способствовала слабость Византийской империи и свободное плавание через Черноморские проливы.
Как бы то ни было, а к концу XV века Кочубей-Хаджибей-Джинестра пришла в упадок. Ещё в 1452 г. османский султан Мехмед II построил две крепости на Босфоре и начал взимать дань со всех проходящих судов. Итальянская черноморская торговля была парализована. В конце XV века поселение перешло под контроль Крымского ханства, вассала Османской империи и вновь заселено, но уже турками, едисанскими и крымскими татарами. Фактически хозяйничали там турки. В 1765 году рядом они построили каменную крепость Ени-Дунья (в переводе с тур. Новый Свет), располагавшуюся между современной Потемкинской лестницей и Воронцовским дворцом на Приморском бульваре. Это не было совершенно новое строение — в основном был восстановлен средневековый замок.
Крепость не удалось взять во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., но во время русско-турецкой войны 1787-1792 гг. это сделал Иосиф де Рибас 14 (25) сентября 1789 г. вместе с казацкими атаманами Чепигой и Головатым. Крепость была взята очень быстро с небольшими потерями (15 человек). После взятия пришлось оборонять её от превосходящих сил турецкого флота. Через месяц крепость была взорвана. По Ясскому мирному договору 1791 г. Хаджибей окончательно отошел к России.
Первоначально планировалось построить там новую крепость и использовать место как военную базу. Крепость была построена, но позднее было принято решение о строительстве военного и торгового порта. Его собирались построить в Херсоне или Николаеве, но замерзающие и мелководные устья рек в тех городах заставили искать иного места. Заслуга де Рибаса и де Волана в том, что они поняли сами и убедили Екатерину II, что лучшего места, чем Хаджибей не найти. И поэтому сейчас они все увековечены на одной из центральных площадей города в виде памятника основателям Одессы, которая была основана 22 августа (2 сентября) 1794 г., когда в торжественной обстановке были заложены каменные фундаменты первых городских и портовых строений.
Новая крепость вскоре утратила своё значение и была разобрана. До сих пор в парке Шевченко сохранился котлован, из которого брали землю для постройки укреплений — сейчас там стадион «Черноморец». А остатки крепости видны на склонах.
Де Рибас об этом сказал: «Из содеянного мною в этой жизни иных деяний почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя — Одесса…».
Среди историков существует мнение, что Одесса не была основана в тот день, а является переименованным Хаджибеем. Однако это достаточно абсурдное мнение, если учесть хотя бы тот факт, что в Одессе не сохранилось ни одного здания, построенного до этой даты. Современники также не считали Хаджибей городом. Так, при описании черноморского побережья арабским географом и путешественником Абу Абдаллахом Мухаммадом ал-Идриси, сделанном в середине XII в., побережье между устьями Днестра и Днепра упомянуто без наличия каких-либо портов или поселений. В 1421 г. бургундский рыцарь и путешественник Жильбер де Ланнуа при описании черноморского побережья по пути из Монкастро (Аккерман) до устья Днепра также вообще не упоминает о Хаджибее. На итальянской карте Фра Мауро 1459 г. на месте Хаджибея показано поселение (либо развалины, в качестве навигационного ориентира) под названием Фиорделикс. В текстовых описаниях к карте Польши Вацлава Гродецкого, изданной в Базеле в 1558 г. в подарок польскому королю Сигизмунду Августу, есть упоминание о Качибее: «Замок древний, разрушенный, стоит на берегу Овидевого озера. Был польской торговой известной факторией, где соль хранилась морская…». В 1578 году посланник Речи Посполитой в Крымское ханство Мартин Броневский видит развалины «качибеева городища, как будто обрушившаяся земля, омываемое широким озером, находящимся возле моря и при устье Днестра». В 1709 г. камергер и летописец шведского короля Карла XII Густав Адлерфельд, сопровождавший его в бегстве из-под Полтавы в Османскую империю, видит «презренную татарскую деревушку близ Куяльницкой Пересыпи». Шведский историк Тунманн, описывая в 1783 г. поселения Северного Причерноморья для немецкой географической энциклопедии, писал: «Прежде существовал Качибей у Черного моря, неподалеку от устья Днестра, очень значительное торговое место, особенно в литовский период. Главные предметы торговли были зерно и соль. Теперь даже и развалин его не осталось». К моменту захвата Ени-Дуньи Россией рядом с крепостью «было разбросано татарское селение, жители которого помещались в небольших, плохо выстроенных из местного камня, землянках, накрываемых на зиму войлоками. При малейшей опасности со стороны неприятеля, татары выбирались на повозки и убегали в степь. Местом сборища, рассказов новостей и центром тогдашней деятельности, находившихся в Гаджибее турок и татар была кофейня, существовавшая на углу нынешних Ришельевской и Дерибасовской улиц… На месте нынешнего дома г. Прокопеуса на Екатерининской улице находилось мусульманское кладбище. Там, где возвышается теперь карантинное пассажирское отделение, стояла башня с маяком. На площадке, близ нынешней портовой таможни, известной в настоящее время под названием «старого карантина», были построены небольшие магазины для склада провианта, привозимого из Измаила и Аккермана для гаджибейского гарнизона». (К.М.Смольянинов, «История Одессы. Исторический очерк», 1853, 2007 г.).
Таким образом, Одесса — совершенно новый город. Иначе можно с таким же успехом говорить, что это перестроенный Истриан. В любом случае, её история за последние два столетия на много порядков глубже, интереснее и значимее всего того, что происходило на этом месте в предыдущие два тысячелетия…
Менее чем через пять лет после того как Хаджибей был отвоёван у турок, 2 сентября 1794 г. началось строительство порта и нового города. Императорский рескрипт был подписан за три месяца до того, 27 мая 1794 г.
Уже в начале 1795 г. город был переименован и назван Одессой в честь древнегреческого поселения Одесосс, предположительно находившегося неподалёку, на левом берегу Тилигульского лимана (как выяснилось впоследствии, на самом деле в Болгарии), продолжив традицию называть новые города на греческий манер.
Легенда гласит, что на балу, в присутствии императрицы зашёл разговор о новом черноморском порте и крепости Хаджибее, недавно отвоёванном у турок. Некто из придворных предложил переименовать Хаджибей и напомнил о древнегреческой колонии Одессос. И вот тогда Екатерина якобы повелела: «Пусть же Гаджибей носит это эллинское название, но в женском роде.»
Новое название города Одесса впервые встречается 10 января 1795 г. Однако народ упорно называл Одессу Хаджибеем. Дошло до того, что стражники на въезде в город спрашивали каждого, куда они едут. Если отвечали: «В Одессу», то пропускали. Тех же, кто говорил «В Хаджибей», пороли. Похоже, это помогло: телесные наказания давно отменены, а Одессу никто не называет Хаджибеем…
В 1797 -1802 гг. Одесса входила в состав Новороссийской губернии, а в 1805 году стала центром Новороссийского края, которым и была до 1874 г.
Строилась и развивалась Одесса быстро. В 1795 г. учреждены магистрат, таможня и карантин. Произведена закладка церквей Св. Николая по проекту архитектора фон Резанта (на месте современного Кафедрального Преображенского собора) и Св. Екатерины (на месте современной Екатерининской площади). В 1796 г. учреждена биржа для международной торговли.
В 1795 г. по итогам первой переписи населения в Одессе проживало «2 349 душ обоего пола, кроме дворян и служащих». В основном значительную часть составляли беглые крестьяне, записавшиеся в мещане – 566 человек, так называемые, «казённые поселяне» — 300, мещане из разных губерний – 613, евреи – 240, греки – 224, болгары – 60, купцы разных гильдий – 146. В 1797 г. в Одессе проживало уже 3455 человек, в 1814 г. 20 тысяч человек, в 1829 г. 53 тысячи, в 1852 г. 97 тысяч, в 1859 г. 111 тысяч, в 1875 г. 193 тысячи, в 1897 г. 404 тысячи, в 1914 г. — 669 тысяч человек. Чтобы оценить этот масштаб, достаточно сказать, что спустя столетие в современной Одессе со всеми её спальными районами и новостройками проживает один миллион человек.
В составе населения преобладали украинцы, русские и евреи. Много было также болгар, молдаван, греков, итальянцев, французов, немцев, голландцев и др. национальностей. С самого начала (и даже до него) Одесса была многонациональным городом.
В 1798 г. был утвержден герб города — «щит, разделенный на 2 половины, вверху, на золотом поле — двуглавый орел, внизу — якорь о четырёх лапах».
К несчастью, после смерти Екатерины Великой для Одессы настали тяжёлые времена. Император Павел I, который взошёл на престол в 1796 г., старался сделать всё наперекор своей покойной матери. Так, в приказе от 30 марта 1797 г. значилось: «Одесский порт по неудобности его не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом…, а окончатся только начатые строением…». Одесситы даже послали императору взятку в виде апельсинов, что смягчило положение города и позволило ему продержаться на плаву, пока Павла не придушили. В 1800 г. на престол вступил Александр I, и Одесса была спасена! В 1803 г. она был выделена со своими окраинами в отдельную административно-территориальную единицу — Одесское градоначальство.
Трудные времена в Одессе настали во время наполеоновской войны. Нет, Наполеон не добрался до Одессы. До неё добрался намного более свирепый и опасный враг — чума… Впоследствии эпидемии чумы были в Одессе ещё не раз, в т.ч. в 1837 г.; последняя — перед Первой мировой войной. И по сей день холм, насыпанный над старым чумным кладбищем под названием Чумка напоминает о том времени.
Но город быстро оправился. Достаточно сказать, что в 1815 г. на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов.
В 1813 г. основана первая типография. В 1819 г. заложен ботанический сад.
В 1817 г. Одесса получила статус вольного порта (порто-франко). Реально, правда, система заработала с 1819 г. и просуществовала до 1859 г. Порто-франко — свободный беспошлинный ввоз и хранения импортных товаров — весьма благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Так, в 1830-1850 гг. Одесский порт стал самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы. Правда, в 1833 г. Одессе пришлось пережить тяжёлое время из-за страшного неурожая.
В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. темпы роста города несколько замедлились. Одесса оказалась в зоне боевых действий и пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в городе десант. Встретив стойкое сопротивление береговой артиллерийской батареи, эскадра вынуждена была с потерями отойти. Одессе повезло больше, чем Севастополю.
Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло быстрыми темпами. Порто-франко, тормозившее промышленное развитие города, было отменено, также было отменено крепостное право в стране, возникали новые производственные отношения, росло предпринимательство. Открытие железнодорожного движения между Одессой и Балтой (1865 г.), Елисаветградом (1869 г.) и Киевом (1870 г.), связавшее город с внутренними районами Украины, включило его и во всероссийскую железнодорожную сеть. А строительство Суэцского канала (1869 г.) открыло более выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя получила устойчивую связь с Дальним Востоком. Все это заметно сказалось на росте грузооборота Одесского порта. Если в 1862 г. через него прошло товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 г. — на 128 миллионов. В 1903 г. грузооборот достиг 174 миллионов рублей. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга. Порт был значительно расширен и технически переоборудован. В 1882 г. сооружён волнорез для защиты акватории порта. Одесса становилась промышленным городом: к 1900 г. количество предприятий достигло 486. В 1854 г. был основан завод сельскохозяйственных машин, существующий и поныне (ул. Черноморского казачества, 72). В 1884 г. основан Новороссийский механический завод (теперь Одесское станкостроительное производственное объединение). Но все же преобладал торговый капитал. Только с появлением конкурентов — Николаевского, Херсонского и Новороссийского портов — оборот Одесского порта несколько уменьшил темпы своего роста и постепенно становился сравнимым с промышленным капиталом Одессы, который в это время усиленно шел на подъем.
В 1873 г. в торжественной обстановке был открыт водопровод Днестр-Одесса, во многом решивший проблему водоснабжения города, а в 1877 г. вступила в строй канализация — первая в Российской империи.
Одновременно с ростом населения во второй половине XIX и начале XX вв. интенсивно велось строительство. Возводились общественные здания, жилые дома, сооружения торговли и культурных учреждений. Построены в 1883-1907 гг.: новая биржа (ныне филармония), археологический музей, Пассаж, научная библиотека и многое, многое другое. Практически весь современный центр Одессы был построен во второй половине XIX столетия.
В начале XX века Одессу охватил промышленный кризис, из которого она стала выходить в 1910 г. Но вспыхнувшая в 1914 г. Первая мировая война резко затормозила этот процесс. Почти прекратилась внешняя торговля через порт, сократился выпуск продукции на экспорт.
Одесса уже в первые десятилетия своего существования становится значительным культурным центром Украины. В 1816 г. учреждено греческое коммерческое училище, в котором преподавался также русский язык. В 1817 г. открыто девичье народное училище. Открытый в 1817 г. Ришельевский лицей в 1865 г. был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский) университет. В 1825 г. создан первый в Украине музей древностей — нынешний археологический музей; в 1830 г. открыта вторая в России и первая в Одессе публичная библиотека, в 1839 г. образовано Одесское общество истории и древностей; в 1871 г. открыта астрономическая обсерватория, в 1886 г. первая в Российской империи бактеорологическая станция, в 1899 г. музей красных искусств, ныне художественный музей, в 1908 г. первый в стране аэроклуб, в мастерской которого в 1912 г. было построено около 20 аэропланов различных систем.
Одесса занимает видное место в развитии театрального искусства и музыкальной культуры. Уже в 1803 г. тут осуществлялись любительские театральные представления, в 1810 г. открылся городской театр. В ночь на 2 января 1873 г. пожар полностью уничтожил его. На том же месте в 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета, до сих пор принадлежащее к лучшим театральным сооружениям мира.
На одесских театральных площадках наряду с итальянскими, французскими труппами выступали украинские и российские. В 1871 г. здесь начал свою театральную деятельность корифей украинской сцены М.Кропивницкий, позже ставили свои спектакли известные труппы М.Старицкого и П.Саксаганского. В 1897 г. открылось музыкальное училище, на базе которого в 1913 г. была создана консерватория. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Одессе жили и работали видные украинские композиторы П.Нищинский, П.Сокальский, Н.Аркас. В 1887 и 1893 гг. здесь побывал великий русский композитор П.Чайковский, чьи произведения ставились на сцене театра оперы и балета.
Много сделала Одесса для развития изобразительного искусства. В 1865 г. в городе действовала рисовальная школа, реорганизованная в 1885 г. в среднее учебное заведение, а в 1889 г. в художественное училище (ныне Одесское государственное художественное училище), возглавляемое выдающимся художником и педагогом К.К.Костанди. В 1890-1922 гг. существовало Товарищество южнороссийских художников.
Городу принадлежит видная роль в развитии литературы и издательского дела. Более года в Одессе жил А.С.Пушкин, оказавший огромное влияние на литературный процесс; в 1825 г. здесь жил польский поэт А.Мицкевич. В первой половине XIX века жили и работали писатели В.Туманский, А.Подолинский, писательница Е.Ган. Дважды побывал в Одессе Н.В.Гоголь. С Одессой многие годы поддерживал связь великий украинский поэт Т.Г.Шевченко; здесь работал известный украинский библиограф и лексикоограф Ф.М.Комаров. По его инициативе в Одесском университете в 1906 г. начал читать лекции по истории Украины на украинском языке М.Г.Грушевский. Неоднократно бывали в Одессе украинские писатели И.Я.Франко, Леся Украинка, М.М.Коцюбинский, русские писатели А.И.Куприн, И.А.Бунин; здесь жил и работал еврейский писатель М.Мойхер-Сфорим, в конце XIX века находились Шолом-Алейхем и классик болгарской литературы И.Вазов.
С Одессой связаны имена многих декабристов. Уроженцами города были декабристы А.В. и И.В.Поджио, А.О.Корнилович, Н.Я.Булгари. Здесь жили П.И.Пестель, братья СИ. и М.И.Муравьевы-Апостолы и другие. «По всему видно, — говорил император Николай I, — в Одессе должно быть логово заговорщиков».
И как в воду глядел. В 1870 г. Одесса стала одним из центров народников, готовивших покушение на царя Александра II. Здесь в 1875 г. была создана первая в Российской империи рабочая политическая организация «Южнороссийский союз рабочих, а в 1905 г. сюда пришел восставший броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», В конце XIX века в Одессе впервые праздновали 1 мая. Расширяли свою деятельность социал-демократические кружки, образовался Одесский комитет РСДРП, а в 1904 г. — Южное бюро ЦК РСДРП. В годы первой русской революции Одесса становится одним из центров политической борьбы на Украине. В ноябре 1905 г. был создан Одесский совет рабочих депутатов, усиливалось забастовочное движение.
После февральской революции 1917 г. в состав Одесского Совета рабочих депутатов вошли представители армии и флота, были созданы Совет солдатских и офицерских депутатов. Одесский Совет матросских и офицерских депутатов. Образовались Пересыпский, Слободской, Дальницкий, Железнодорожный, Александровский районные Советы.
Наряду с Советами существовали местные органы Временного правительства — правительственный, военный и морской комиссариаты; в апреле создана Одесская украинская Рада — орган Центральной Рады. Как и в других районах страны, в Одессе установилось двоевластие. В ноябре-декабре 1917 г. шли бои между украинскими соединениями — гайдамацким кошем и большевистски настроенными красногвардейцами.
В январе 1918 г. власть в городе перешла к Советам, но ненадолго. В марте Одессу заняли австро-немецкие войска, которые находились здесь до ноября 1918 г. После ухода австро-немецких войск Одесса перешла в подчинение Директории, но уже в конце декабря город оккупировали франко-англо-греческие войска, находившиеся здесь до апреля 1919 г., когда войско И.Григорьева, перешедшее от Директории на сторону большевиков, изгнало их. С августа 1919 г. по февраль 1920 г. Одессу занимали войска русского генерала Деникина. 7 февраля 1920 г. в город вступили части Красной Армии. Была установлена Советская власть. Одесса стала центром Одесской губернии, позднее — округа, а с 1932 года — области.
Бурные события 1917-1920 гг. имели разрушительный характер и нанесли Одессе большой урон. Многие предприятия и четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля, значительно уменьшилось население, часть которого оставила город перед приходом к власти большевиков, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 г. в Одессе насчитывалось 428 тысяч человек (в 1914 г. 669 тысяч). Большие опустошения принес голод 1921-1922 гг. В 1924 г. в городе осталось только 324 тысячи, то есть половина населения довоенного времени.
В 1920 г. была проведена национализация городской промышленности. Ускоренными темпами велись восстановительные работы. Из руин подымались заводы и фабрики, возрождался Одесский порт, коммунальное хозяйство. Перестраивалась экономика: вместо торговли, отошедшей на второй план, на первое место выдвинулась металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. Было построено более 30 новых крупных предприятий, реконструировано много старых. Накануне Великой Отечественной войны в Одессе насчитывалось около 450 предприятий. В 1940 г. одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913 г. Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около 430 тысяч жителей, то по переписи 1939 г. — более 600 тысяч. По численности населения Одесса заняла третье место в Украине после Киева и Харькова.
Важные изменения произошли в культурной жизни города. В 1925 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию. Развивались высшее образование и наука. На базе университетских факультетов в 1921-1922 гг. были созданы институты: медицинский, народного хозяйства, народного образования; немного раньше, в 1918 году возникли институты политехнический (ныне технический университет), сельскохозяйственный, мукомольный (ныне технологический пищевой промышленности).