Вместе с интересом к древностям появились и люди, которые торговали ими и определяли ценность той или иной вещи. Собиратели по большей части всегда были дилетантами, вынужденными доверять специалистам. А ведь имея дело с любителем, трудно удержаться от соблазна и не воспользоваться своим профессиональным превосходством.
Таким образом, в начале XIX века изготовление фальшивых «шедевров» стало чрезвычайно прибыльным делом. Например, появились «собственноручные» письма Ивана Грозного, дневники князя Курбского и другие. В последние годы автором этой статьи был установлен фальшивый характер документов, касающихся отношений генерал-губернатора Новороссийского края светлейшего князя графа Михаила Воронцова и Александра Пушкина. Дело в том, что изданные дневники Воронцова, в которых идет речь о взаимоотношениях жены Воронцова — графини Елизаветы Браницкой — с поэтом, являются грубой фальсификацией и не соответствуют действительности. Во время пребывания в Одессе Пушкин официально занимал чрезвычайно низкий чиновничий пост, а поэтому лично не знал Елизавету Ксаверьевну и тем более никогда не появлялся у них в доме. Подхваченная пушкинистами фальшивка, к сожалению, до сих пор является основанием для введения в заблуждение людей относительно «любовных утех» поэта.
К числу примеров подделок шедевров древности относится и знаменитая одесская афера с тиарой.