Ежедневно в Украине угоняют насколько десятков автомобилей. В то же время и находят в среднем около 50 угнанных ранее.
Казалось бы, и 50 неплохо, однако реальная раскрываемость преступлений, связанных с угонами, существенно меньше. Профильный «рынок» криминальных авто стал хорошо структурированным, устоявшимся.
Маленькая, компактная коробочка, начиненная электроникой, в считанные минуты разблокирует систему заводской защиты разных моделей автомобилей. Такой универсальный «ключ» подпольно изготовляют за рубежом под заказ доверенных лиц, и стоит он порядка 500–800 долларов США.
Недавно в Германию на спор вызвали нашего специалиста, который буквально за 15 секунд вывел из строя иммобилайзер «Ауди-А8», — немцы только тогда поверили, что для «русских» жуликов нет ничего невозможного. Простые системы, такие как однокнопочные и двухкнопочные «пищалки», вообще ломаются без проблем. Водитель выходит, ставит автомобиль на сигнализацию, но она почему-то не срабатывает. Хозяин автомобиля решает, что слабо нажал на кнопку или, может, села батарейка, нажимает еще раз — срабатывает. Но когда водитель возвращается на стоянку — его машины нет. Все просто: в момент первого нажатия код перехватил угонщик, в момент второго он подменяет код, так как у сигнализации он динамичный.
Специализация «элитных» угонщиков — высокотехнологичный угон дорогих иномарок. С помощью сканера и так называемого граббера подбирается код доступа, причем от уровня противоугонной системы успех не зависит — могут угнать все что угодно. Если вашу машину «заказали», ее уже ничего не спасет.
Абсолютной защитой не являются ни гаражи, на которых умельцы сбивают замки, ни автостоянки, откуда автомобиль тоже могут увести за милую душу (особенно в часы «пик», когда машины выезжают потоком). К слову, охранники несут материальную ответственность только в том случае, если владельцы заключают с предприятием договор. Обычную квитанцию об оплате места суд может посчитать пустой бумажкой — прецеденты были.
Профессиональные угонщики автомобилей — это довольно мощная и хорошо организованная группировка, которая специализируется исключительно на кражах иномарок представительского класса. Каждый угон тщательно планируется. За объектом наблюдают от двух дней до недели: изучают график передвижений, места, где «клиент» мог расслабиться на несколько часов (сауна, казино, ночной клуб), осматривают, как закрывается автомобиль, какие на нем системы защиты.
Все члены банды в основном иногородние, которые соединяются во время работы в большом городе. Фактически все угонщики, с которыми в последнее время сталкиваются правоохранители, являются «гастролерами». Киев, Чернигов, Николаев, Черновцы, Одесса и другие города Украины для них — всего лишь большая территория «охоты».
Как правило, угонщики начинают проходить обучение с краж «девяток» и иномарок начала 90-х годов. Набираясь умения и формируя нужные связи, постепенно налаживают каналы, по которым начинают гнать авто последних моделей. Бытует мнение, что подобные машины похищаются под заказ. В некотором роде оно так и есть, но между «потребителями» и «поставщиками» существует посредник. Цепочка отлажена так, чтобы охватить ее всю в одночасье было крайне сложно, если не невозможно. Рабочее звено находится в Украине, среднее — в ближнем зарубежье, а рынок сбыта — за тридевять земель. Ухватишь за кончик нити, а дальше ее обрывают.
Ворованное авто угонщики на Украине или в Беларуси «обновляют» — на машине перебиваются номера узлов и агрегатов, оформляются поддельные документы. «Товар» идет за рубеж, где за год может поменять несколько рук. После того как автомобиль побывал в мастерской, выявить его довольно сложно.
Что касается угонщиков, то за джип стоимостью $60 000 — $70 000 они получают $20 000. Не густо, но это позволяет не только приобретать в Польше или Словакии спецаппаратуру для угонов по 5 тысяч долларов, но также арендовать в городах приличные квартиры, самим ездить на дорогих авто и от «операции» до «операции» жить на широкую ногу.
Заказчиками нередко бывают те, у кого автомобиль уже угнали. Автомобиль, точно такой же, какой был угнан, чудесным образом находится под документы, которые остаются у того, кто автомобиля лишился. Человек платит за угнанный для него автомобиль значительно меньше, чем он стоит, и доволен этим результатом.
То есть этот рынок сам себя поддерживает. А поскольку автомобилей становится все больше — все больше и угоняют.
Низшая каста угонщиков — это те, кто ворует машины ради запчастей. Это тоже своего рода профессионалы. У них нет дорогих электронных и механических систем, зато есть отмычки, отвертки, ножницы, железные линейки, которыми они орудуют очень ловко. Не избирательны, хватают все, что «плохо стоит», не брезгуя ни старенькими «москвиченками», ни «копейками».
Подобным образом действуют и малолетки, причем с одинаковым успехом это могут быть выходцы как из бедных, так и из достаточно обеспеченных, семей. Мотивировка, в общем-то, одна: учиться и работать не хочу, а денег надо много. Совершив несколько угонов, отроки зачастую втягиваются в это дело так, что не останавливает и тюрьма. Вообще, посадить за решетку угонщика куда проще, чем взыскать с него ущерб. Не только наркоман, но и криминальный «профи» на скамье подсудимых оказывается гол как сокол: квартира — на теще, «тачка» — на жене, дача — на дяде. Если машина застрахована, фирма все нервы вытреплет, пытаясь доказать, что хозяин прозевал по халатности свое движимое имущество.
Автомобили, угнанные на Западе, как правило, попадают в Украину с нееребитыми идентификационными номерами — VIN. База данных Интерпола в ГАИ есть, угнанные автомобили они выявляют постоянно. Но дело в том, что если по тому или иному автомобилю нет запроса на возврат, то он остается у его украинского собственника.
В районе Любашевки сотрудники ГАИ очень часто выявляли автомашины с перебитыми номерами, которые перегонялись в Киев. Было установлено, что машины угонялись из ближнего и дальнего зарубежья и оседали преимущественно в Молдавии и Приднестровье. Работали целые преступные синдикаты по изменению номеров машин, подделки техпаспортов, водительских удостоверений.
Потеря машины — это полбеды. Беда, если владелец расплачивается за нее здоровьем или, не дай Бог, жизнью. Похитители, совершающие нападения ради завладения транспортом, составляют относительно небольшой процент в общем числе угонщиков, но они есть. Особую опасность представляют «черные грачи»: просят подвезти, сулят хорошие деньги, в глухом месте нападают… О подобных трагедиях писалось так часто, что остается только предупредить: будьте осторожны!