Одесса — жемчужина у моря

Город Одесса — история, литература о Одессе, недвижимость, объявления

ГОНСИОРОВСКИЙ Ф. В

Его постройки буквально «наводня­ют» центральную часть города. В массе этих зданий растворяются работы дру­гих мастеров. И даже произведения ве­ликих зодчих — А. О. Бернардацци, Ю. М.Дмитренко, Л. Л.Влодека, Н. К.Толвинского, работавших в это же время и чуть позже, видятся яркими вкрап­лениями в полных очаровательного сво­еобразия творениях Гонсиоровского.

Вместо шаблонных форм «классициз­ма» архитекторы предлагают утончен­ную, великолепно проработанную плас­тику «ложной готики».

Это стилистическое направление проникло в Россию и закрепилось в столице еще в 1830-е годы. Тогда ума­ми поколения завладели рыцарские романы Вальтера Скотта. «Готика» внедри­лась практически во все области искусст­ва и, прежде всего, в архитектуру и при­кладные ремесла (мебель, посуда и т. д.).

Правда, первые попытки внедрить новую стилистику в Одессе делались еще в 1832 г. — тогда архитектор Ф. К. Боффо запроектировал в формах «готики» один из вариантов постройки церкви на площади Нового Рынка.

Однако новше­ство распространения не получило, да и формы все еще тяготели к архитектуре стиля «ампир».

Лишь стараниями Ф. В. Гонсиоровского «готика» обрела права гражданства на одесской земле: «Шахс­кий дворец» по ул. Гоголя, 2 (1852), рим­ско-католический собор по ул. Екатерининской, 33 (1853).

Исключительное значение для обогащения опыта зодчего сыграло строительство под его руковод­ством виадука через Карантинную балку по нынешней ул. Греческой.

Перебро­сить подобный мост — самый протяженный в городе — через спуски Польский и Деволановский было заду­мано еще в 1840-е гг.

Над проектом тру­дились опытные архитекторы; И. О. Даллаква, Д. Б. Скудиери.

Только в 1862-1863 гг. (всего за год) Ф. В. Гонсиоровский решил эту слож­нейшую задачу.

Общим мощным про­летным строением длиной 120 м были соединена два моста.

В целях экономии высокопрочных строительных матери­алов пространство между «ракушняковой опалубкой» сводов было заполнено утрамбованным строительным мусором.

Ему принадлежит проект здания ком­мерческого училища по ул. Преображен­ской, 6 и Музея археологии на Думс­кой пл. (1883).

Участвовал зодчий и в строительстве здания оперного театра (проект арх. Ф. Фельнера и Г. Гельмера (1884-1887).

Но лучше всего удавались ему жилые здания. Особняк Анатра по ул. Еврейской, 16 (1884), двухэтажный флигель дома по ул. Ришельевской, 12 (1887); дома по ул. Пушкинской, 3 и по Приморскому бульвару, 4 (1880-е).

Хорошими пропорциями, соразмер­ностью отличаются доходные дома по Приморскому бульвару, 1 (1874); по ул. Гоголя, 6 (1878); по ул. Ришельевской,11; гостиница «Спартак» по ул. Дерибасовской, 25 и целый ряд других.

MSD