Видный одесский архитектор итальянского происхождения Ф. К. Боффо, участвовавший в сооружении полуциркульных зданий, в феврале 1836 года «представил составленные им кондиции на строение с бульвара к морю камен-Ш ной лестницы». А Завацкий приступил к работам в январе следующего, 1837-го.
Строительство шло весьма неудачно: бесконечные обвалы, локальные оползни, потоки воды препятствовали проведению работ, а то и сводили их на нет.
Заказчики строительства сильно встревожились и сформировали специальную наблюдательную комиссию, в состав которой включили английского инженера Уптона, военного инженера Морозова и гидротехника Фан-дер-Флиса.
Комиссия не только обревизовала строительство, но пересмотрела первоначальный проект и внесла в него существенные изменения.
Конструкция Бульварной лестницы говорит о том, что это наклонный пешеходный мост, связывающий высокое плато с морским берегом.
И сооружалась лестница как мост — многоарочной, на разновысоких опорах-быках.
Согласно уточненному проекту Уптона, этот массивный блок из местного известняка опирался на мощные деревянные сваи, «каменные столбы» и прорезался тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами.
Эти-то поперечные галереи образовывали на боковых гранях лестницы представительные каменные аркады. Разница в ширине верхнего и нижнего маршей (21,7 и 13,4 метра) создавала эффект перспективы, усиливала ощущение масштабности.
Сперва лестница вела непосредственно к морю, но в дальнейшем, после устройства насыпной набережной, восемь нижних ступеней утонули в грунте.
Таким образом, возникали проблемы не только «вверху, но и «внизу» — узкий пляж был не самым лучшим основанием для такого сооружения, ибо не мог препятствовать абразии, то есть волновому воздействию на основание склона.
Пришлось не только искусственно наращивать пляж, но и подпирать приморский обрыв отсыпками огромного количества грунта.
Несмотря на то, что первые 200 тысяч, выделенные на сооружение лестницы, быстро «сгорели», светлейший князь М. С. Воронцов решительно распорядился «безостановочно отпускать деньги». Новый контракт с Завацким предусматривал окончание работ к началу июня 1838 года, но осенью того же года последовали новые обвалы бровки плато, а потому уже в мае 1839-го комиссия надзора за постройкой признала, что «знать не может», повторятся ли оные неприятности, «доколе не выведутся до настоящей высоты первый к обрыву бык и арка, служащая связью этого быка с горою».
С апреля по ноябрь 1841 года включительно строительство лестницы инспектировала солидная столичная комиссия, в конечном итоге пришедшая к заключению, что лестница как будто совершенно окончена. На самом деле фактическая ее сдача в эксплуатацию произошла лишь в 1842 г., а сама комиссия по наблюдению была расформирована в 1845 г., что тоже наводит на определенные размышления.
Согласно архивным документам, в 1843 г. и даже гораздо позднее архитекторы Даллаква и Козлов все еще продолжали бороться с подземными водами. Впоследствии склон по обе стороны лестницы был основательно укреплен «висячими садами», разбитыми на насыпном грунте.